Работаем с 2009 года Более 450 успешных проектов Санкт-Петербург
8 (999) 849-91-09

Включение пользовательского поведения на поиске в расчёт авторитетности интернет-страниц на основе графа сёрфинга

Максим Жуковский, Андрей Хропов, Глеб Гусев, Павел Сердюков (Яндекс)

Аннотация

Алгоритм BrowseRank и его модификации основаны на анализе сёрфинга пользователя. В данной работе предлагается новый метод для расчёта важности страницы с использованием более реалистичной и эффективной модели поведения пользователя при браузинге, чем в старом BrowseRank.

1. Введение

С целью улучшения качества информационного поиска, было разработано множество алгоритмов оценки важности веб-страниц: некоторые основывались на гиперссылочном анализе, другие — на пользовательском поведении, характеристиках ключевых фраз и т.д. BrowseRank [1] — это классический метод оценки авторитетности страницы, использующий данные о сёрфинге пользователя в расчёте. Согласно этому методу важность страницы соответствует её весу в стационарном распределении непрерывного процесса Маркова на графе сёрфинга пользователя. Несмотря на очевидные преимущества BrowseRank и его вариаций [2, 3], данные алгоритмы имеют ряд недостатков.

  1. Согласно классическому определению BrowseRank сессия заканчивается, если пользователь подаёт новый запрос. Это допущение проиллюстрировано на рисунке 1. Однако в пределах одной поисковой сессии пользователь может подать несколько запросов подряд с целью уточнения первого запроса и продолжить просматривать страницы предположительно относящиеся к страницам, просмотренным после первого запроса, так как все запросы и страницы посещённые в данном интервале относятся к одному и тому же процессу поиска информации. По этой причине мы считаем и страницы и запросы частями браузерных сессий. Более того, страницы, на которые переходит пользователь после уточнения запроса зачастую более важны для пользователя, чем первые страницы в данной сессии. Следовательно, при расчёте важности необходимо учитывать, когда именно в процессе поиска информации была посещена страница и к какой сессии она относится.
  2. Вероятность выбора случайной страницы с вероятностью сброса (reset) пользователем не зависит от средней позиции страницы в периоде сессии. Пусть страница p1 будет конечным элементом или же начальным элементом сессии (см. Рис. 1) в крупном объёме сессий браузинга. Пусть страница p2 находится в середине ряда данных сессий. Согласно последним исследованиям [4] мы считаем, что у страницы p1 больше шансов оказаться релевантной соответствующим запросам, чем у страницы p2. Однако оценка BrowseRank не учитывает этого. Как описывается в Разделе 3, настраивая коэффициент пессимизации (damping factor) страницы, можно влиять на её вероятность в стационарном распределении процесса Маркова по алгоритму BrowseRank.

Рисунок 1. Типы сессий.

В данной работе мы предлагаем новый алгоритм под названием Search-aware BrowseRank (SBR). Наш алгоритм работает с модифицированным графом сёрфинга пользователя с дополнительными вершинами, которые соответствуют запросам и дополнительным рёбрам, соединяющих запросы и страницы. Данная модификация создана с целью решения первой из двух вышеупомянутых проблем путём учёта запросов в качестве части сессии браузинга и определения одинаковых запросов с разным порядковым номером в сессии, что случается практически в каждой сессии. Вторая проблема решается за счёт введения зависимости коэффициента пессимизации от средней позиции страницы в сессии. Чтобы продемонстрировать эффективность Search-aware BrowseRank мы сравнили его результаты с классическим BrowseRank на крупном графе сёрфинга пользователей. В итоге вклад нашей работы заключается в следующем:

2. Search-aware BrowseRank

Допустим, имеется пользователь и история его посещений. Мы добавляем запросы в сессии сёрфинга по определению Liu и др. [1] чтобы они были зависимы от пользовательского поведения. В отличие от Liu и др., согласно которому пользовательская сессия заканчивается со вводом нового запроса, мы рассматриваем эти сессии как наборы страниц и запросов с нижеописанными свойствами. Сессия начинается с веб-страницы или с запроса. Пусть p1,1…p1,j1,q1, p2,1…p2,j2,q2 будут первыми элементами сессии (в выборку добавлены и страницы и запросы). Пусть последняя запись в журнале пользователя была записана во время t (или же после посещения страницы pk,i или после подачи запроса qk), а следующая запись появится во время t~.

Пусть приращение t~ – t не превышает 30 минут. Если запись, сделанная в момент времени t~, описывает или переход со страницы p из выборки {p1,1,p1,2,…,pk,i} к странице pk,i+1 посредством клика по гиперссылке или описывает клик страницы pk,i+1 после подачи запроса q из выборки {q1,q2,…,qk}, тогда мы добавляем pk,i+1 в сессию и называем парой соседних элементов либо {p,pk,i+1}, либо {q,pk,i+1}. Если запись t~ описывает подачу запроса qk+1, то мы добавляем этот запрос в сессию и называем {pk,i,qk+1} парой соседних элементов (если запись, сделанная в момент времени t описывает подачу запроса qk, то пара соседних элементов это {qk,qk+1}).

Во всех остальных случаях страница pk,jk:=pk,i (или запрос qk) является страницей (или запросом) перехода данной сессии. Новая сессия браузинга начинается с первого элемента (запроса или страницы) в записи t~.

Для каждой страницы p (или запроса q) из логов пользователя мы определяем число сессий, которые начинались данной страницей или запросом как s(p) или s(q), соответственно. Для каждой пары соседних элементов {vi,vi+1} в сессии мы определяем число сессий, содержащих такую пару соседних элементов как I(vi,vi+1). Мы определяем элементы сессии браузинга S как v1(S),…,vk(s)(S). Соответствующие даты записей в истории определяются как t1(S),…,tk(s)(S), соответственно.

Мы даём следующее определение Search-aware графу сёрфинга G = (V,E): набор вершин V состоит из всех веб-страниц Vpage и всех запросов Vquery, упомянутых в логе и содержит одну дополнительную вершину x. Набор ориентированных рёбер vi → vi+1 в E является упорядоченным набором пар соседних элементов {vi,vi+1} в сессия браузинга. Набор E содержит дополнительные рёбра, идущие от последних страниц сессий к x. s(x) приравнивается к нулю. Пусть I(v,x) – число визитов v, если v → x принадлежит E. При моделировании пользовательского поведения на Search-aware графе браузинга мы рассчитываем вероятность сброса (т.е. вероятность начала новой сессии) и вероятность перехода (вероятность клика по гиперссылке или подачи запроса в пределах данной сессии). Вероятность сброса σ(v) для v ∈ V = s(v)/(∑v∈VS(v~)). Пусть vi → vi+1 будет в E. Вероятность перехода описывается следующей формулой:

Чтобы определить предполагаемое время пребывания пользователя на странице p, мы считаем набор T(p) наблюдаемых интервалов пребывания tj+1(S) – tj(S), так чтобы pj(S) = p. Мы определяем оставшееся время пребывания Q(p) на странице p через T(p) аналогично работе [1]. Другими словами мы предлагаем рассматривать распределение интервалов пребывания как сумму распределения Чи-квадрат и экспоненциального распределения.

Алгоритм Search-aware BrowseRank определяется аналогично [1]. Его выходными данными является стационарное распределение непрерывного процесса Маркова на Search-aware графе сёрфинга. Пусть α(p) (α(q)) будет вероятность перехода по случайному ребру пользователем на странице p (или подающим запрос q). Пусть v ∈ V. Пусть s*(v) — это доля сессий, в которых p является последним элементом. Пусть a,b,c ∈ [0,1] являются изменяемыми коэффициентами. Определяем α(v) как линейную функцию:

Search-aware BrowseRank для v ∈ V равен Q(v)π(v), где π(v) — это решение следующей системы линейных уравнений:

где α~(v) = α(v)(1 — π(x)) (эти уравнения работают и при v = x). Это определение отличается от определения BrowseRank только выбором графа и коэффициента пессимизации α(v). Системы линейных уравнений, определяющих π(v) для BrowseRank и Search-aware BrowseRank одинаковы.

3. Результаты и выводы

Все эксперименты проводились на данных о пользовательском поведении, собранных в декабре 2012 года через Яндекс-бар. В выборке присутствует порядка 800 млн. страниц и около 4.41 млрд. переходов. Для оценки ранжирования мы выбрали 1000 запросов реальных пользователей. Для каждого запроса ряд URL оценивался экспертами, нанятыми поисковой системой. Оценка релевантности выбиралась по пятибалльной шкале: Идеально, Отлично, Хорошо, Неплохо, Плохо. Мы сравнили Search-aware BrowseRank (SBR) с классическим BrowseRank следующим образом. Алгоритмы линейно скомбинированы по рангам с BM25. Чтобы компенсировать разницу в масштабе BrowseRank и оценок BM25, параметр линейной комбинации выбирался таким образом, что средние значения характеристики и BM25, помноженных на коэффициент, равны. На рисунке 2 приводится производительность ранжирования по метрике NDCG@10 по обоим алгоритмам с разными параметрами.

Рисунок 2. Производительность SBR с параметрами (a,b,c).

Что касается BrowseRank, его NDCG@10 составляло около 0.7561. Результаты нашего эксперимента наглядно показывают, как влияет изменение коэффициента пессимизации страниц на производительность алгоритма ранжирования. Лучший результат был достигнут при условии a < b < c. Поэтому мы считаем, что настройка коэффициента пессимизации в виде функции расположения страницы в сессиях и увеличение веса страниц перехода в этой функции может повысить производительность алгоритма ранжирования.

Наши результаты могут быть использованы коммерческими поисковыми системами для улучшения качества поиска, в особенности на фоне высокой активности компаний по продвижению сайтов. Было бы интересно продолжить изучение коэффициента пессимизация при вышеупомянутых настройках.

Ссылки

[1] Y. Liu, B. Gao, T.-Y. Liu, Y. Zhang, Z. Ma, S. He, H. Li, BrowseRank: Letting Web Users Vote for Page Importance, Proc. SiGIR’08, pp. 451-458, 2008.

[2] Y. Liu. T.-Y. Liu, B. Gao, Z. Ma, H. Li, A framework to compute page importance based on user behaviors. Inf Retrieval, 13: 22-45, 2010.

[3] B. Gao, T.-Y. Liu, Z. Ma, T. Wang, H. Li, A General Markov Framework for Page Importance Computation. Proc. CIKM’09, pp. 1835-i838, 2009.

[4] R. W. White, J. Huang. Assessing the Scenic Route: Measuring the Value of Search Trails in Web Logs. Proc. SIGIR’10, pp. 587-594, 2010.

Перевод материала «Introducing Search Behavior into Browsing Based Models of Page’s Importance» выполнил Роман Мурашов

Полезная информация по продвижению сайтов:

Перейти ко всей информации